воскресенье, 13 сентября 2015 г.

И снова о робототехнике

Прошёл уже год с того момента, как я попал на работу преподавателем робототехники в лицей. Так уж получилось, что в самом начале местная мастерская находилась в плачевном состоянии: в помещении царил хаос, лазерный резак не работал из-за умершего блока питания, серьёзно не хватало материалов и компонентов. С учётом не самой высокой зарплаты (и простых жизненных потребностей, требующих часть оной) и недостатка времени, сразу всё привести в должный вид не удалось. В итоге, первые полгода были потрачены на элементарный разбор завалов, расчистку помещения и оценку требуемых вложений.

С самого начала кружок робототехники был платным, но я был на ставке и, как следствие, определённая стабильная выплата в мою сторону всегда присутствовала (хоть и совсем небольшая). Потом сменилось руководство, кружок решили сделать бесплатным, а мою ставку - сократить вполовину. В без того хорошо затянутом ремешке пришлось насверлить дополнительных дырочек. К тому же, близился Евробот, и времени на подготовку хоть каких-то занятий уже не осталось; надо было хотя бы просто вывести одну команду в участники.


Когда закончился сезон, я решил, что лето (и свои отпускные) нужно будет потратить на то, чтобы окончательно подготовить лабораторию к работе и продумать заново учебный план. Но - не тут-то было! - вышло так, что всё лето я провёл в Сколково, отпускные потратил на дорогу и еду, и, к большому своему сожалению, не окупил окончательно этих расходов даже с сентябрьской выплатой.

В самом лицее снова произошли мало ведомые мне изменения, и мне предложили перейти на другой способ выплат, подразумевавший выход из штата и заключение гражданского договора. Вымотанный я послушно сделал всё, что мне говорили, и в этом месте совершил, как мне сейчас кажется, роковую ошибку. Кружок должен был снова стать платным (что, как я боюсь, может отпугнуть новых ребят); и ко всему прочему, с выходом из штата я окончательно лишился стабильных выплат. Теперь моя зарплата зависит прямым образом от количества учеников и от назначенной мной суммы - за вычетом 50% в адрес лицея и 13% налога. Моя щедрая душа посоветовалась со здравым смыслом и решила, что больше полутора тысяч с носа в месяц я просто не могу попросить на данном этапе.

Вот так и получилось, что к сентябрю, вместо того, чтобы сразу с началом учебного года сделать набор новых учеников и начать занятия с новыми идеями и амбициями, я оказался в довольно печальном положении: без стабильной зарплаты, с довольно маленькой вообще возможной (скорее всего, меньше, чем было до этого), без новых учеников, без плана действий и с развалом в лаборатории. К тому же, ужасно вымотанный из-за отсутствия отпуска как такового. В общем, каждая проблема в этом наборе вполне понятным образом усугубляет окружающие.

Хотя меня и посещают периодически мысли о том, что всё это - совершенно гибельная затея, я не хочу терять оптимизма. Лаборатория всё ещё остаётся довольно неплохой площадкой-хакспейсом, со скромным, но всё же не самым плохим оборудованием. При том, что лицей решил не сильно щедро делиться со мной деньгами, я постараюсь выжать из него всё, что он ещё может дать, и в первую очередь это будет рабочее время. Охранники не сильно довольны тем, что занятия могут затянуться до вечера, а в прошедшую субботу я вообще пришёл к закрытой двери, потому что на охране были уверены, что в лицее никто не должен был появиться.

Работа в Сколково, тем не менее, имела свои хорошие стороны. Во-первых, я разобрался с некоторыми тонкостями настройки 3D-принтеров, лазерных резаков и фрезерных ЧПУ. С полученным опытом я приехал в лицей в конце августа и довольно быстро разобрался со старыми проблемами. Начал нормально работать наш Printbox3D и маленький, но гордый лазер.

Во-вторых, после проведения Innovation Workshop, я немного по-новому взглянул на формат проведения занятий по робототехнике. В идеале, стоит сочетать несколько основных принципов:
  • Работа в командах - и отдавать этому приоритет;
  • Минимум теории - максимум практической работы;
  • Quick Success Projects.
На последнем пункте хочется подробнее остановиться. Довольно очевидно (но вот почему-то не было достаточно очевидно для меня раньше), что энтузиазм в работе появляется тогда, когда что-то получается. Таким образом, отличной практикой в рамках кружка было бы проводить мероприятия, в рамках которых ребята за одно занятие могли бы создавать по одной относительно простой и интересной вещи, целью которой было бы не столько даже научить, сколько подстегнуть интерес - только тем, что эта вещь у них получилась. Сейчас я хожу и упорно думаю на эту тему. Было бы неплохо заготовить несколько таких простых проектов на базе того, что у нас уже есть в лаборатории, с минимальными дополнительными вложениями, и так, чтобы это было не очень сложно и делалось дилетантом за пару часов.

Сейчас хочется придумать первый яркий Quick Success-проект, который можно было бы устроить в качестве публичной демонстрации наших возможностей. Как вариант, его можно было бы провести обязательным мероприятием для некоторых классов в один из учебных дней, так, чтобы гарантированно собрать в лаборатории много народу. Либо пройти агитационной компанией по классам, тогда надо заранее подготовить видеоматериальчик и что-то наглядное. Более того, было бы хорошо, чтобы этот проект охватывал максимум различных сфер нашей работы, чтобы дать почувствовать многогранность.

Однако, пока я не могу решить, в каком формате провести что-то подобное. Непонятно, получится ли в самом начале разбить всех на команды, либо проекты должны быть индивидуальными. Также не очень понятно, что именно должно стать продуктом работы. Скорее всего, это должна быть какая-то поделка, вырезанная на лазере, нарисованная под чутким руководством преподавателя. Возможно - с какой-то элементарной электронной начинкой.

Пока это остаётся пищей для размышлений и предметом гуглежа. Надеюсь, что смогу придумать что-то к началу октября, чтобы там это и провести. Очень уж не хочется оставлять это место в такой неподходящий для него момент, я всё же верю в то, что что-то здесь можно поменять.

Комментариев нет:

Отправить комментарий